Начало обучения в школе – это не только новые условия жизни и деятельности ребенка – это новые контакты, отношения, обязанности.
Адаптация – это приспособление ребенка к школе. Происходит она не сразу, это довольно длительный процесс. Для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему, требуется не день, не неделя, а иногда и не один месяц.
Практически все первоклассники испытывают трудности адаптации не только физически, но и психологически.
С трудностями сталкиваются чаще всего те дети, которые не ходили в детский сад, росли в окружении взрослых и мало контактировали со сверстниками; ослабленные дети, требующие щадящего режима. Таким детям, прежде всего, вторую половину дня желательно проводить не в школе, на «продленке», а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку.
На успешность адаптации детей и ее продолжительность влияет возраст ребенка при поступлении в школу – шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации.
Немаловажным фактором успешности адаптации является поддержка родных – мамы, папы, бабушек, дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь ребенку, тем успешнее он адаптируется к новым условиям.
Каковы признаки успешной адаптации?
- Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности в себе и страхов
- Ребенок успешно усваивает школьную программу
-
Наблюдается достаточная степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий. Готовность прибегнуть к помощи
взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
- Ребенок успешно выстраивает взаимоотношения с одноклассниками и учителем.
- Отсутствие неблагоприятных изменений в состоянии здоровья ребенка.
К сожалению, иногда родители слишком усердно «помогают» ребенку, что порой вызывает противоположный эффект. Первоклассник привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их самостоятельно. Родителям целесообразно обозначить границы помощи и постепенно их уменьшать.
Если Вы хотите помочь своему ребенку в адаптации:
- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в своих силах.
- Организуйте ребенку четкий распорядок дня. Изо дня в день время пробуждения, приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и засыпания должно быть одним и тем же! Такой режим регулирует поведение и снижает тревожность ребенка перед напряженным днем. Ритм, заданный сначала родителем, затем вошедший в привычку и поддерживаемый самим ребенком, – хороший механизм тренировки внимания и самоконтроля.
- Оберегайте ребенка от переутомления
- окажите посильную помощь в приготовлении уроков:
Пробуждение как способ настроиться на хороший день
Переход от свободной детсадовской жизни к школьной жизни сопряжен с множественными перестройками в детском организме, в психике и главном ее инструменте – мозге. Ребенок должен иметь время и запас прочности, чтобы справиться с этим процессом.
Утренний ритуал – пробуждения и выхода в школу должен быть активирующего типа.
Начинаем с пробуждения, которое должно быть радостным и вполне прогнозируемым ребенком. Поэтому портфель должен быть приготовлен с вечера. Эта процедура должна завершать приготовление уроков или быть включенной в ритуал вечера как акт
завершения дневных хлопот. На первых порах утреннее пробуждение перед школой разумно сопроводить чем-нибудь приятным и не слишком обременительным для родителей.
Хороший эффект дает простой прием – подготовка интересно сервированного завтрака с каким-нибудь сюрпризом.Вроде бы и обычный завтрак, но сделанный персонально и с особым отношением завтрак создает у ребенка ощущение важности и значимости его хождения в школу, повышает мотивацию к учебе.
Не нужно сопровождать утреннюю еду наставлениями, лучше просто поесть вместе с ребенком. Такая процедура не гипермотивирует ребенка, не перевозбуждает его, он не принимает на себя непомерный груз ответственности за съеденный завтрак принести полный дневник пятерок.
Режим занятий и движений первоклассника
Режим занятий и движений первоклассника должен разумно чередовать «сидячие» занятия и двигательную нагрузку общего специального типа. Это касается и занятий в школе, и домашнего времени. Родители не должны ставить ребенку условие: «Сначала делаешь уроки, потом идешь гулять». Хорошо организованная прогулка для ребенка 7 – 10 лет – важное дело, особенно тогда, когда нет сил выполнять уроки.
Поэтому после школы желателен полноценный обед и полноценный отдых в виде сна или отдыха лежа и раздевшись. Если ребенок утомляем или тревожен, то можно рекомендовать и ароматерапию. После таких процедур ребенок может собраться с силами и сделать те уроки, которые не вызывают у него сомнения, а также выяснить, какие еще уроки необходимо сделать на завтра. Иначе говоря, ребенку необходимо настроиться на дальнейшую работу.
После этого лучше пойти погулять на улицу, а мозг будет в это время исподволь готовиться к выполнению заданий. После периода отдыха и движения нужно предоставить ребенку полдник с горячим, но легким блюдом. После полдника ребенок может выполнить ту часть домашнего задания, к которой он готовился перед отдыхом.
- проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка
- приучите ребенка вовремя садиться за уроки
- своевременно устраивайте небольшие перерывы
- первое время следите за тем, все ли уроки сделаны
- присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривая его, объясняя что-то, что ему непонятно.