Страница обновлена 25.07.2017


Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,
медико-социальной помощи
"Стимул"
Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 25.07.2017

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,
медико-социальной помощи
"Стимул"
Тутаевского муниципального района

Начало обучения в школе – это не только новые условия жизни и деятельности ребенка – это новые контакты, отношения, обязанности.

Адаптация – это приспособление ребенка к школе. Происходит она не сразу, это довольно длительный процесс. Для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему, требуется не день, не неделя, а иногда и не один месяц.

Практически все первоклассники испытывают трудности адаптации не только физически, но и психологически.

С трудностями сталкиваются чаще всего те дети, которые не ходили в детский сад, росли в окружении взрослых и мало контактировали со сверстниками; ослабленные дети, требующие щадящего режима. Таким детям, прежде всего, вторую половину дня желательно проводить не в школе, на «продленке», а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку.

На успешность адаптации детей и ее продолжительность влияет возраст ребенка при поступлении в школу – шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации.

Немаловажным фактором успешности адаптации является поддержка родных – мамы, папы, бабушек, дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь ребенку, тем успешнее он адаптируется к новым условиям.

Каковы признаки успешной адаптации?

  • Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности в себе и страхов
  • Ребенок успешно усваивает школьную программу
  • Наблюдается достаточная степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий. Готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
  • Ребенок успешно выстраивает взаимоотношения с одноклассниками и учителем.
  • Отсутствие неблагоприятных изменений в состоянии здоровья ребенка.

К сожалению, иногда родители слишком усердно «помогают» ребенку, что порой вызывает противоположный эффект. Первоклассник привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их самостоятельно. Родителям целесообразно обозначить границы помощи и постепенно их уменьшать.

Если Вы хотите помочь своему ребенку в адаптации:

  1. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в своих силах.
  2. Организуйте ребенку четкий распорядок дня. Изо дня в день время пробуждения, приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и засыпания должно быть одним и тем же! Такой режим регулирует поведение и снижает тревожность ребенка перед напряженным днем. Ритм, заданный сначала родителем, затем вошедший в привычку и поддерживаемый самим ребенком, – хороший механизм тренировки внимания и самоконтроля.
  1. Оберегайте ребенка от переутомления
  2. окажите посильную помощь в приготовлении уроков:

Пробуждение как способ настроиться на хороший день

Переход от свободной детсадовской жизни к школьной жизни сопряжен с множественными перестройками в детском организме, в психике и главном ее инструменте – мозге. Ребенок должен иметь время и запас прочности, чтобы справиться с этим процессом.

Утренний ритуал – пробуждения и выхода в школу должен быть активирующего типа.

Начинаем с пробуждения, которое должно быть радостным и вполне прогнозируемым ребенком. Поэтому портфель должен быть приготовлен с вечера. Эта процедура должна завершать приготовление уроков или быть включенной в ритуал вечера как акт

завершения дневных хлопот. На первых порах утреннее пробуждение перед школой разумно сопроводить чем-нибудь приятным и не слишком обременительным для родителей.

Хороший эффект дает простой прием – подготовка интересно сервированного завтрака с каким-нибудь сюрпризом.Вроде бы и обычный завтрак, но сделанный персонально и с особым отношением завтрак создает у ребенка ощущение важности и значимости его хождения в школу, повышает мотивацию к учебе.

Не нужно сопровождать утреннюю еду наставлениями, лучше просто поесть вместе с ребенком. Такая процедура не гипермотивирует  ребенка, не перевозбуждает его, он не принимает на себя непомерный груз ответственности за съеденный завтрак принести полный дневник пятерок.

 

Режим занятий и движений первоклассника

Режим занятий и движений первоклассника должен разумно чередовать «сидячие» занятия и двигательную нагрузку общего специального типа. Это касается и занятий в школе, и домашнего времени. Родители не должны ставить ребенку условие: «Сначала делаешь уроки, потом идешь гулять». Хорошо организованная прогулка для ребенка 7 – 10 лет – важное дело, особенно тогда, когда нет сил выполнять уроки.

Поэтому после школы желателен полноценный обед и полноценный отдых в виде сна или отдыха лежа и раздевшись. Если ребенок утомляем или тревожен, то можно рекомендовать и ароматерапию. После таких процедур ребенок может собраться с силами и сделать те уроки, которые не вызывают у него сомнения, а также выяснить, какие еще уроки необходимо сделать на завтра. Иначе говоря, ребенку необходимо настроиться на дальнейшую работу.

После этого лучше пойти погулять на улицу, а мозг будет в это время исподволь готовиться к выполнению заданий. После периода отдыха и движения нужно предоставить ребенку полдник с горячим, но легким блюдом. После полдника ребенок может выполнить ту часть домашнего задания, к которой он готовился перед отдыхом.

  • проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка
  • приучите ребенка вовремя садиться за уроки
  • своевременно устраивайте небольшие перерывы
  • первое время следите за тем, все ли уроки сделаны
  • присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривая его, объясняя что-то, что ему непонятно.