Страница обновлена 25.07.2017


Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,
медико-социальной помощи
"Стимул"
Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 25.07.2017

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,
медико-социальной помощи
"Стимул"
Тутаевского муниципального района

Режим дня

Режим дня и четкое, последовательное и даже неотвратимое его исполнение нужны в первую очередь не для  спокойствия родителей и радости окружающих, а для того, чтобы выработать в голове у ребенка так называемые автоматизмы. И это – одна из очень важных составляющих правильной работы головного мозга. Лобные доли коры головного мозга отвечают за поведение, за умение строить программу действий, за усидчивость, внимательность, обязательность, ответственность, за умение делать одновременно несколько дел и т.д.  Чтобы все это было у ребенка, а затем у взрослого, на должном уровне, необходимы эти автоматизмы.

Когда мы осваиваем что-то новое, какое-то новое дело, мы сначала очень подробно пишем для себя последовательность действий на бумажке-шпаргалке. После достаточно долгого применения этой подсказки во время выполнения новых действий вдруг отпадает необходимость подробного описания всех действий, и мы пишем себе уже мини-шпаргалку – только с названиями действий, пунктов программы. Еще через какое-то время (но только при условии практического применения навыков) отпадает необходимость в подсказке-шпаргалке вообще. И это научно называется «сворачивание программы действий». Таких «свернутых», то есть доведенных до автоматизма (когда уже не задумываешься о последовательности действий, а выполняешь их автоматически), программ в нашем арсенале должно быть как можно больше. Чем больше в нашем распоряжении таких действий, тем быстрее будет выполняться любая работа, тем больше мы будем успевать в течение дня, и тем больше времени останется у нас на отдых и занятие любимым делом. «Сворачивая» освоенные программы, мозг освобождает место для новой информации, начинает работать быстрее.

Мы и так много действий выполняем автоматически, не задумываясь о правильной последовательности, например: ходим, говорим, ездим на велосипеде.

Чем больше в голове таких автоматизмов, тем  легче, интереснее и насыщеннее становится наша жизнь. Но чтобы воплотить в реальность  эту картину, надо вернуться к режиму дня, который необходим взрослым и очень необходим детям. Ведь именно режим дня изначально помогает выработке так необходимых нам всем автоматизмов.

Ребенок сможет освоить эти несложные пункты программы режима дня только с помощью родителей. Если они не будут соблюдать режим, то и детей вряд ли смогут приучить.

Пункты режима дня продумайте сами, так, чтобы было удобно и понятно всем членам семьи. Не надо фанатизма, подъема в 5 утра и обязательного обливания холодной водой. Главное условие – неизбежность и неотвратимость, то есть обязательность и регулярность выполнения. И еще, хорошо бы включить несколько примерно таких пунктов:

  • 19.00 – помыть тарелку
  • 19.15 – постирать трусики
  • 20.00 – убирать игрушки

 

И тут неважно, есть грязная тарелка или нет, в гостях ребенок или, может быть, болен. Все равно надо встать, найти эту грязную тарелку и помыть ее. Что касается игрушек. Фразы типа: «Надо бы каждый вечер убирать игрушки…» не подойдут. Нет, именно должна быть конкретная  привязка ко времени. И пусть ребенок только одну игрушку положит на место, а остальные вы ему поможете собрать, но это должно произойти именно в 20.00 – не раньше, не позже.

Делать это необходимо, потому что мозг ребенка еще маленький и слабый и нуждается в четких, постоянных, единообразных указаниях-подсказках. Тогда он начинает правильно и быстро развиваться.

Если у ребенка выработается автоматизм на неизбежное мытье тарелки, то легче выработаются автоматизмы и на многое другое. И тогда не придется с ним делать уроки по пять часов: на них будет выделено полчаса времени между стиркой трусов и уборкой игрушек. И это работает, нужно только сначала приложить некоторые усилия, в том числе и по воспитанию самих себя.

 

Информация из книги С.Кузнеченковой "Нейройога: воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья"