Страница обновлена 25.07.2017


Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,
медико-социальной помощи
"Стимул"
Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 25.07.2017

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,
медико-социальной помощи
"Стимул"
Тутаевского муниципального района

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

В домашней программе  коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменения поведения взрослого  и его отношения к ребёнку:

- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность  и недисциплинированность не являются умышленными;

- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жестких правил;

- не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований  к ребёнку;

- реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте его в комнате одного и т.д.);

- повторяйте просьбу одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принес извинения за проступок;

- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменения психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребёнку достаточно внимания;

- проводите досуг вcей семьей;

- не допускайте ссор в присутствие ребёнка.

3. Организация режима и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

- чаще показывайте ребёнка, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;.

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

- избегайте  по  возможности больших скоплений людей;

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастание гиперактивности;

- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать бальную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

- чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

- составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

- воспитывайте в детях навыки  управления гневом и агрессией;

- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребёнка;

- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

- не разрешайте откладывать выполнения задания на другое время;

- не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

- объясните гиперактивному ребёнку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребёнок ещё не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенным будут средства убеждения «через тело»:

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

- прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

- чернильная точка на запястье («черная метка») , которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

- холдинг, или простое  удержание в «железных объятиях»;

- внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребёнка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко  приводит следующие примеры:

-если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро ребёнок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать.

Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений  с учительницей и  директором школы, ребёнок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

- если 12-летний ребёнок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребёнок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребёнок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет он сам;

- если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомства, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.

- если ребёнок забросил свою вещь и не может её найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорирования нежелательного.  Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребёнка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания  и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Узнать больше о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью вы можете у специалистов нашего Центра или же на других сайтах, например, здесь:

http://www.stressmc.ru/adhd/about_adhd/