Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,
медико-социальной помощи
"Стимул"
Тутаевского муниципального района
По материалам следующих источников:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Росийской Федерации" [1.1 Mb]
Письмо Министерства образования и науки РФ "О совершенствовании деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" [1.11 Mb]
Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" [157.14 Kb]
Федеральные государственные образовательные стандарты
Всю информацию по нормативно-правовым актам, можно найти на сайте Министерства образования и науки РФ
Требования к психолого-педагогическим программам
Введение ФГОС общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Для новых стандартов характерно рассмотрение процесса обучения и воспитания учащихся как системы условий, обеспечивающих развитие детей.
В связи с этим при разработке и оценке эффективности учебных программ необходимо отслеживать:
1. Формирование надпредметных и личностных компетенций, в том числе
- ответственной позиции учащегося по отношению к своей деятельности
- к другим людям
- к самому себе
2. Динамику уровня социализации учащихся, для чего необходимо
- дать оценку комфортности образовательной среды
- оценить уровень безопасности образовательной среды для обучающихся
- контролировать личностые результаты учащихся
- готовность и способность к саморазвитию
- сформированность мотивации к обучению и познанию (принятие личностного смысла учения и освоение социальной роли ученика)
- изменение ценостно-смысловых установок (целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительности к инакому; овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся мире
- социальные компетенции (принятие социальной справедливости и свободы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций )
- процесс формирования личностных качеств (развитие самостоятельности и личной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других)
- сформированность основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, ценности многонационального государства, становление гуманистических ценностей, эстетических потребностей, ценностей и чувств
- наличие установки на безопасный, здоровый образ жизни.
3. Особенности развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие процесса обучения индивидуальным возможностям ребенка. В соответствии с этим в задачи учебных программ должно войти:
- построение индивидуальных образовательных траекторий
- мониторинг развития каждого ребенка
Педагог-психолог – штурман корабля по имени "Новая школа", капитан которого- директор – задаёт курс, завуч – боцман -контролирует образовательный процесс, а штурман – педагог-психолог – координирует навигацию, помогает разобраться в карте новых ФГОС, определяет как нужно действовать на сложном повороте, помогает скоординировать действия команды для достижения единой цели. Педагог-психолог член команды, который в сотрудничестве с другими решает общую задачу.